В данной статье я постараюсь вам продемонстрировать, что практически
любое сочетание цветов имеет право существовать и также постараюсь дать
несколько советов.
Итак, есть такая наука цветоведение, в процессе изучения цвета был
составлен "цветовой круг". Условно крайние точки этого круга это синий,
желтый, красный и зеленый цвета. Выделяют три группы цветов по сочетанию -
родственные, родственно-контрастные и контрастные.
Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и имеют хотя бы один
общий цвет, например, желтый, оранжевый и желто-красный. Существуют четыре
группы родственных цветов - желто-красные, красно-синие, сине-зеленые,
зелено-желтые. При этом в сочетании не должно быть одновременно двух
контрастных цветов.
Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях
цветового круга и имеют один общий (главный) цвет, два других составляющих
цвета - взаимо дополнительные. Существуют четыре группы
родственно-контрастных цветов - желто-красные и красно-синие, красно-синие
и сине-зеленые, сине-зеленые и зелено-желтые, зелено-желтые и
желто-красные. Эти сочетания достаточно активны.
Контрастные цвета располагаются в противоположных четвертях цветового круга. Глаз сразу
замечает такое сочетание, поэтому они применяются там, где необходимо
привлечь внимание.
Цветовая гармония
Рассмотрим основной фактор цветовой гармонии - равновесие цветовых тонов. Сочетать можно любые
цвета по принципу контраста, родственного контраста или родства цветов.
Два родственных цвета могут быть уравновешены равным количеством
присутствующего в них одного из главных цветов, т.е. в одинаковой мере
могут быть желтоваты, зеленоваты и т.д. Гармонизация родственных цветов
возможна при условии ослабления насыщенности главных или других цветов
либо уменьшения их активности путем затемнения. Например, чтобы
родственные цвета (чисто желтый и желто-красный) стали гармоничными,
необходимо ослабить насыщенность желтого смесью белого в таком количестве,
сколько в желто-красном красного цвета. Гармоничные сочетания родственных
цветов неактивны, спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и
сближены по светлоте.
Гармоничные контрастные цвета расположены на
концах диаметров цветового круга. Однако не все контрастные цвета
гармоничны. Случаи трехцветной гармонии. К двум гармоничным
родственно-контрастным цветам может быть прибавлен третий - главный цвет,
их роднящий, ослабленной насыщенности. Цвета окажутся попарно
родственно-контрастными и попарно дополнительными. Такие сочетания
высокогармоничны и колористически богаты. К двум гармоничным родственным
цветам может быть добавлен один контрастный. Так, гармония образуется,
если родственные зеленовато-желтый и лиственно-зеленый цвета дополнить
красно-синим цветом, т.е. дополнительным промежуточному двух первых (для
тех кто не хочет вникать во все эти объяснения - откройте меню Edit Fill в
Corel PHOTO-PAINT 8 и там в одном из представлений палитр вам будут
предложены всевозможные варианты гамоничных сочетаний цветов.
В дополнение к отмеченным цветовым сочетаниям существует множество
монохромных сочетаний. Монохромные это те цвета, которые имеют одно
название, но разную светлоту и насыщенность.
Эффектно воспринимаются
серый в сочетании с черным и белым. При построении композиции на сочетании
хроматических цветов с черным, белым и реже серым есть свои особенности.
Черный цвет оказывает на хроматические, особенно средние по светлоте и
высоконасыщенные красные и зеленые цвета, сильное воздействие: эти цвета
светлеют, насыщенность их возрастает, они как бы светятся. С увеличением
площади черного цвета в композиции отчетлевее проявляется этот эффект:
белый цвет, особенно белые обводки хроматических цветов, сообщают
композиции своеобразный колорит; цвета становятся воздушными,
пастельными.
Разрозненные комментарии и советы
Контрастные цвета от сочетания друг с другом становятся
ярче, заметнее один на другом. Один и тот же красный цвет на зеленом фоне
смотрится ярко и четко, на оранжевом приглушенно.
Теплые цвета приближают предметы, холодные удаляют, при этом предмет, окрашенный в
теплые цвета, кажется больше своих размеров, а холодные - меньше.
На светлом фоне все цвета темнеют, на темном светлеют.
Истинная светлота цвета может наблюдаться только на нейтральном фоне
средней светлоты. В зависимости от фона ахроматические цвета приобретают
кажущуюся цветность. Так, серое пятно на зеленом фоне приобретает розовый
оттенок. Хроматические цвета в окружении цветов высокой насыщенности
несколько меняют цветовой тон, например, желтый цвет на зеленом фоне
становиться слегка оранжевым, а красный в окружении зеленого - более
насыщенным. Например, красная точка на разных фонах. Качество красной
точки одно, а зрительное восприятие разное.
светится |
темнеет |
тускнеет |
горит |
Чем больше цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому
тону, тем менее они гармонируют друг с другом.
Существует понятие краевого контраста т.е. равномерно окрашенная поверхность кажется у края
светлее или темнее если она граничит с более темной или светлой
поверхностью.
Советы
- Если вы не уверенны в себе, то используйте монохромную гамму, несмотря на легкость это не менее красиво. Со временем вам самому(самой) захочется внести туда какой ни будь контрастный цвет.
- Если вы используете сочетание ярких цветов ("кислотное"), то постарайтесь все-таки чтобы ваши цвета были хотя бы разные по тону, т.е. один более "черный", а другой "белый".
- Старайтесь не использовать сочетания ярких, "открытых" цветов, если вы претендуете на элитарность вашей работы. Если уж вам так хочется воспользоваться сочетанием синего и желтого, то совсем не обязательно брать (0.0.255) и (255.255.0), простой вариант сделать один из них более темный.
В первом варианте цвета открытые и ровные по тону, а во втором более спокойные и разные по тону.